Аналитическое и интуитивное познание
И художник и чертежник рисуют. Но чертежник относится к тому, что хочет нарисовать как к частям механизма, который он соединяет воедино; тогда как художник взаимодействует с картиной, которую рисует, как с организмом, как с идеей, что имеет намерение быть реализованной.
Художник принимает вдохновение, поток и становится средством реализации картины на холсте.
Чертежник же, встает в позицию демиурга; творца, создающего совершенный механизм и использует все возможные средства для достижения этого.
Художник видит картину до того, как она будет реализована, он «схватывает» ее целиком и в процессе лишь «припоминает» ее детали.
Чертежник видит части того, что он хочет отобразить, но целый чертеж будет понят только когда он будет завершен — через процесс правок, проверок, сомнений и прочего.
Художник — ученик. Чертежник — мастер.
…
Подобно дилемме художника и чертежника, есть два подхода в отношении к действительности: её понимание и её объяснение.
Ум схватывает действительность целиком, без необходимости её объяснения. Он созерцает ее.
Интеллект не может понять действительность, пока она не будет объяснена. Он измеряет, оценивает и анализирует её.
…
Отличие действительности от чертежа в том, что она не способна быть описанной до конца.
Но способна быть понятой.
Этим объясняется универсальность Мифа: он дает понимание Уму и вместе с тем — объяснение интеллекту.