О причинах власти

О причинах власти

Власть есть следствие страха или уважения.

«Боится — значит уважает» — говорит человек, и подменяет понятие обходительности и уважения. Уважение — нечто прямо противопоставленное страху. «В любви нет страха» — так и уважение всегда исходит из любви к объекту уважения.

Власть есть совокупность возможностей воздействовать на действительность. Рождаясь и взрослея, человек осознает необходимость расширения власти, расширения возможности воздействовать на действительность для обезпечения собственной безопасности, целостности. На базовом уровне — это ресурсы для выживания, развития, конкуренции; собственные способности, силы, навыки и знания; на следующем — спокойствие, внутренняя гармония, гармония с миром — умение властвовать над собой.

Когда у человека нет достаточных сил (внутренних, что выражаются в достоинствах, добродетелях, и т.д) заслужить уважения, то есть нет возможности воздействовать на других людей через их собственное желание относится уважительно, человек, имея эту потребность во власти — желает добиться возможности воздействовать на людей через страх.

И страх — не обязательно является угрозой нарушения физической целостности, но включает в себя целый спектр манипуляций другим (которые всегда являются насилием — ведь сам человек никогда не хотел бы быть манипулируем). Это может быть внушение человеку его незначительности, или напротив — внушение собственной значительности; может быть внушение чувства вины, то есть страха несоответствия своему смыслу и другие.

И в данном контексте, хорошо раскрываются слова Ф.М. Достоевского, произносимые старцем Зосимой в «Братьях Карамазовых»:

«Страх есть следствие всякой лжи».

Можно рассматривать внутренний страх как следствие лжи самому себе; как например страх нарушения собственной целостности из желания оправдать свою потребность увеличения власти (то есть гордыню).

Но можно рассмотреть и внешний страх — тот, что один человек внушает другому для обретения власти над ним как то, что достигается путём лжи. Действительно, невозможно внушить человеку страх без обмана. Попытка внушить человеку чувство вины — есть желание навязать свои ожидания как объективный смысл, которому иной не соответствует (иным тут может быть и сам осуждающий, но это тема отдельного размышления). Попытка игры в значимость (увеличение собственной, или преуменьшение значимости иного) — есть рыночные отношения, которые в той или иной степени являются обманом. Ведь обмен — это когда каждый отдаёт то, что ему нужно меньше, для того, чтобы получить то, что ему нужно больше.

Уважение невозможно навязать. «Насильно мил не будешь». Уважение — это всегда свободный выбор уважающего. Следствие его целей, ценностей, приоритетов и внимания. И главное — его любви и щедрости.

Тот, кто властвует потому что стремится к этому — сам вступает в гонку с теми, над кем властвует: они бояться, потому что сами бы хотели властвовать, но не имея такой возможности — временно смиряются; но при первой возможности — устремятся к власти.

Из желания обретения спокойствия, люди стремящиеся к власти теряют его, потому как вынуждены постоянно оглядываться назад, ожидая удара в спину.

От того, властвует не стремящийся к власти. Потому как только он способен властвовать над собой. Властвовать над собой — значит не зависеть от внешних обстоятельств. 

Власть над собой — есть власть Духа над собой.

Власть над собой и есть Абсолютная власть, потому как Абсолютная власть — власть Духа. Ибо Дух может влиять на всё, но ничто не может влиять на него.


Ключевые слова:


Опубликовано: 12/04/2022